Безопасное детство.Профилактика жестокого обращения в семье

Уважаемые родители!
Детство — уникальный период в жизни человека, в процессе которого формируется здоровье и осуществляется развитие личности. В то же время это период, в течение которого ребенок находится в полной зависимости от окружающих его взрослых – родителей и педагогов.
По статданным государственных служб Казахстана, в республике более 3.500 детей страдают от насилия. Эти несчастья постигают их не только на улице, в школе, в детских приютах, но и собственных семьях. Казахстанские социологи установили, что каждый пятый ребенок в Казахстане подвергается насилию в семье. То, что несет в себе семья, невозможно заменить ничем. Истинные духовные ценности человека, возможно, сохранить, только в условиях семьи, и передать их, только через своих детей.
Давайте разбираться. Что такое насилие?
Насилие — это действие (или бездействие) наносящее ущерб физическому или психическому здоровью ребенка.
Существуют такие виды насилия, как:
• ФИЗИЧЕСКОЕ
• ПСИХИЧЕСКОЕ
• ОТСУТСТВИЕ ЗАБОТЫ
• СЕКСУАЛЬНОЕ
Физическое насилие — это действия со стороны родителей или других взрослых, в результате которых физическое и умственное здоровье ребенка нарушается или находится под угрозой повреждения.
Психическое насилие — это однократное или систематическое воздействие на ребенка, враждебное или безразличное отношение к нему, эмоционально неправильное обращение с детьми: обвинения, оскорбления, угрозы в адрес ребёнка, брань, крики, внушение чувства страха, унижение.
Отсутствие заботы — невнимание к основным нуждам ребенка в пище, одежде, медицинском обслуживании и присмотре.
Сексуальное насилие — любой контакт или взаимодействие, в котором ребенок сексуально стимулируется или используется для сексуальной стимуляции.
Дети – это единственный легкодоступный канал для сброса истерии и негатива взрослых. Перед этим соблазном трудно удержаться.
Часто у нас, взрослых, возникает желание возразить или дать отпор другому человеку. Но не всегда это получается. И тогда родители начинают отыгрываться на своем ребенке. Они думают «Я — старше, этим я и прав».
Давайте рассмотрим причины насильственного воздействия со стороны родителей.
Многие родители пытаются оправдать свое поведение. Чаще всего родители утверждают, что «дети сами провоцируют насилие», заставляют прибегать к физическому воздействию.
Но вы должны четко знать, что страшнее самого насилия — есть только его последствия!
Любой вид жестокого обращения с детьми ведет к ущербу здоровью ребенка или опасность для его жизни.

Последствиями физического насилия являются:
 Задержка развития и малоподвижность
 Агрессия и тревожность
 Необычайная стеснительность и отсутствие любопытства
 Боязнь физического контакта
 Боязнь идти домой
 Проявление тревоги, когда плачут другие дети
 Тики, раскачивание, сосание пальцев
Следами физического воздействия служат: синяки, укусы, ожоги, признаки «Синдрома тряски ребёнка».
Последствиями психического насилия являются:
 Задержка в физическом и речевом развитии, задержка роста
 Импульсивность
 Потеря смысла и цели в жизни
 Ребёнок становится излишне уступчивым и податливым
 Ночные кошмары, нарушение сна
 Боязнь темноты, людей, их гнева
 Депрессия, печаль, беспомощность, безнадёжность, заторможенность
Если взрослые пренебрегают нуждами ребенка, это может привести к тому, что:
 Ребёнок не растёт, не набирает необходимый вес или теряет его
 Ребёнок брошен, находится без присмотра, не имеет подходящей одежды и жилища
 Запущенное состояние здоровья ребёнка (педикулёз, дистрофия)
 Ребёнок не ходит в школу, прогуливает занятия
 Приходит на уроки слишком рано и уходит из школы слишком поздно
 Быстро устаёт, апатичен
 Имеет отклонения в поведении
И теперь, последствия после сексуального насилия:
 Ребёнок обнаруживает странные (причудливые), слишком сложные или необычные сексуальные познания или действия
 Сексуально пристаёт к детям, подросткам, взрослым
 Жалуется на зуд и боль в области гениталий, на физическое нездоровье
 Заболевание болезнями, передающимися половым путём.
Практически все дети, пострадавшие от жестокого обращения и пренебрежительного отношения, пережили психическую травму. В результате этого, дальше они развиваются с определенными личностными, эмоциональными и поведенческими особенностями, которые отрицательно влияют на их дальнейшую жизнь.
Дети, которые подверглись различного рода насилию, сами испытывают гнев, который чаще всего изливают на более слабых: младших по возрасту детей, на животных. Часто их агрессивность проявляется в игре, порой вспышки их гнева не имеют видимой причины.
Некоторые из них, напротив, чрезмерно пассивны, не могут себя защитить. Наиболее частой реакцией на насилие является низкая самооценка. Личность с низкой самооценкой переживает чувство вины, стыда. Вследствие этого ребенку трудно добиться уважения окружающих, успеха, общение его со сверстниками затруднено.
Самое страшное, что дети — жертвы насилия, решение всех своих проблем часто находят в криминальной, асоциальной среде. Все это сопровождается формированием у них пристрастия к алкоголю, наркотикам. Они начинают воровать и совершать другие уголовно наказуемые действия. Девочки начинают заниматься проституцией, у мальчиков может нарушаться половая ориентация. В последствие, дети испытывают трудности при создании собственной семьи, они не могут дать уже своим детям достаточно тепла, поскольку не решены их собственные эмоциональные проблемы.
«Самое дорогое в жизни – это опыт. Его нельзя приобрести умозрительно, из книжек. Его можно только приобрести, пережив на себе различные ситуации».
Около 40% детей, которые стали жертвами или свидетелями бытового насилия, не могут избежать его и в зрелом возрасте. Они либо опять становятся его жертвами, либо сами его совершают, поскольку, проживая в такой обстановке, считают насилие в семье не преступлением, а нормой, как это было у них самих в детстве. То есть склонность к бытовому насилию передается из поколения в поколение. Это подтверждают и эксперты.
Как же избежать насилия в отношении детей? Как родителям выстроить линию своего поведения? И какие моменты порождают насильственное поведение?
Ребенок, как личность, должен самовыражаться и самореализовываться. Для того, чтобы помочь ребенку максимально реализовать свои способности, родители должны: воспитывать ребенка, удовлетворяя его потребность в любви и безопасности; прививать ребенку моральные, нравственные ценности.
Самое главное – это личный пример родителей. Когда родители устанавливают ограничения для ребенка в чем либо, то ребенок должен понять, что мама и папа делают это для того, чтобы ему было жить комфортно и безопасно. Дети растут и развиваются по принципу подражания. Поэтому очень важно — что и как говорят взрослые, насколько они искренние, интересные и счастливые сами.
Ребенок нуждается в повышенном внимании к себе:
он хочет, чтобы его замечали, чтобы к нему прислушивались, чтобы ценили его как личность! Необходимо, чтобы родители проявляли интерес к повседневной жизни своих детей, выслушивали их и пытались понять их точку зрения.
Для того чтобы помочь детям научиться позитивному поведению, родителям необходимо:
 постоянно уделять им внимание, интересоваться их отношениями со сверстниками и учебой в школе, по мере того, как дети взрослеют;
 поощрять особым вниманием и похвалой любые положительные моменты в поведении детей;
 быть примером для детей в поведении, проявлять уважение в общении с ними и показывать конструктивные способы разрешения конфликтов.

Помните!!! Самое главное — чтобы ребенок чувствовал внимание и любовь к себе со стороны родителей и верил в себя.
Спасибо за внимание!!!

.........