Рекомендации логопеда

Рекомендации логопеда

Учитывая особенности речевого развития детей с интеллектуальными нарушениями, рекомендуется вести работу в нескольких направлениях:

  1. — работа над звукопроизношением;
  2. — работа над развитием фонематического слуха;
  3. — работа по обогащению словарного запаса детей;
  4. — работа над развитием лексико-грамматического строя речи;
  5. — работа над предложением и связной речью;
  6. — работа над мелкой моторикой рук;
  7. Работа над звукопроизношением

Начиная с подготовительного периода обучения грамоте, необходимо включать во все уроки артикуляционную и дыхательную гимнастику. Это занимает не более 2-3 минут.

Основные движения для развития подвижности языка  (комплекс № 1)

«Лопатка».

Рот открыть, широкий расслабленный язык положить на нижнюю губу.

«Иголочка».

Рот открыть. Узкий напряженный язык выдвинуть вперед.

«Качели».

Рот открыть. Напряженным языком тянуться к носу и к подбородку, либо к верхним и нижним резцам.

«Часики».

Рот приоткрыть. Губы растянуть в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счет педагога к уголкам рта.

«Веселая змейка» (развитие подвижности языка).

Высовывать язык изо рта, затем убирать обратно в рот. Двигать языком из стороны в сторону, потом снова убирать в рот.

«Вкусное варенье».

Рот открыть. Широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык вглубь рта.

«Почистим зубки».

Рот открыт. Круговыми движениями языка провести между губами и зубами.

Для свистящих звуков С, З, Ц (комплекс № 2)

«Лопатка».

Рот открыть, широкий расслабленный язык положить на нижнюю губу.

Удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счет от 1 до 5 до 10.

«Непослушный язычок» (расслабление мышц языка).

Приоткрыть рот, положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить: «пя-пя-пя…».

«Почистим нижние зубки» (удержание кончика языка за нижними резцами).

Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» нижние резцы, делая сначала движения языком из стороны в сторону, потом снизу вверх.

«Загнать мяч в ворота» (выработка длительной, направленной воздушной струи).

Вытянуть губы вперед трубочкой и длительно дуть на ватный шарик, стараясь, чтобы он пролетел между двумя кубиками.

«Заборчик».

Губы удерживаются в улыбке. Зубы видны.

Для шипящих звуков Ш, Ж, Ч, Щ (комплекс № 3)

«Лопатка».

Рот открыть, широкий расслабленный язык положить на нижнюю губу.

Удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счет от 1 до 5 до 10.

«Непослушный язычок» (расслабление мышц языка).

Приоткрыть рот, положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить: «пя-пя-пя…».

«Вкусное варенье».

Рот открыть. Широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык вглубь рта.

«Чашечка».

Рот широко открыть. Передний и боковые края широкого языка поднять, не касаясь зубов.

«Фокус» (направление воздушной струи посередине языка).

Рот приоткрыть, язык «чашечкой» выдвинуть вперед и приподнять, плавно выдохнуть на ватку, лежащую на кончике носа, или на челочку.

«Бублик».

Зубы сомкнуть. Губы округлить и чуть вытянуть вперед так, чтобы верхние и нижние резцы были видны.

Для звука Л (комплекс № 4)

«Непослушный язычок» (расслабление мышц языка).

Приоткрыть рот, положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить: «пя-пя-пя…».

Удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счет от 1 до 5.

«Вкусное варенье».

Рот открыть. Широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык вглубь рта.

«Покусаем язычок».

Улыбнуться. Слегка покусывать кончик языка зубами. Рот открывать.

«Самолет летит» (вызывание звука близкого к [л]). Рот приоткрыть. Губы растянуть. При длительном произнесении звука [ы] проталкивать кончик языка между верхними и нижними резцами, удерживая его в этом положении. Слышится [л].

«Заборчик». Губы удерживаются в улыбке. Зубы видны.

«Загнать мяч в ворота» (выработка длительной, направленной воздушной струи). Вытянуть губы вперед трубочкой и длительно дуть на ватный шарик, стараясь, чтобы он пролетел между двумя кубиками.

Для звука Р (комплекс № 5)

«Вкусное варенье». Рот открыть. Широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык вглубь рта.

«Почистим зубки». Рот открыт. Круговыми движениями языка провести между губой и верхними зубами.

«Автомат». Рот закрыть. Напряженным кончиком языка постучать в зубы, многократно и отчетливо произнося: «т-т-т». Убыстрять постепенно темп.

«Барабан». Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка в верхние резцы, многократно и отчетливо произнося: «д-д-д».

«Гармошка». Рот закрыть. Язык присосать к нёбу. Не отрывая языка от нёба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть.

«Грибок» (растягивание подъязычной связки). Рот открыть. Язык присосать к нёбу.

«Лошадка» (укрепление мышц языка и подъема его вверх). Улыбнуться и приоткрыть рот. Пощелкать медленно кончиком языка. Следить, чтобы нижняя челюсть и губы не двигались, а работал только язык.

«Маляр» (отработка подъема языка вверх и его подвижности). Рот открыть. Широким кончиком языка, как кисточкой, вести от верхних резцов до мягкого нёба.

Для губ

«Лягушка». Губы удерживаются в улыбке. Зубы не видны.

«Заборчик». Губы удерживаются в улыбке. Зубы видны.

«Слоник». Сомкнутые губы вытянуть вперед.

«Бублик». Зубы сомкнуть. Губы округлить и чуть вытянуть вперед так, чтобы верхние и нижние резцы были видны.

«Заборчик» — «Бублик», — «Лягушка» — «Слоник». Чередовать положение губ.

«Расческа». «Причесывать» верхними зубами нижнюю губу, как расческой, и наоборот, «причесывать» нижними зубами верхнюю губу.

Для развития физиологического дыхания и формирования воздушной струи

«Загнать мяч в ворота» (выработка длительной, направленной воздушной струи).

Вытянуть губы вперед трубочкой и длительно дуть на ватный шарик, стараясь, чтобы он пролетел между двумя кубиками.

«Кто дальше загонит мяч» (выработка плавной, непрерывной струи, идущей посередине языка).

Улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Подуть длительно так, чтобы воздушная струя шла посередине языка, и сдуть ватку на противоположный край стола.

«Паровозик свистит» (выработка плавной, непрерывной струи).

Взять чистый пузырек и поднести его ко рту. Кончик языка слегка высунуть так, чтобы он касался только края горлышка. Выдыхать воздух плавно в пузырек. Если свист не получился, не надо расстраиваться, значит, не выполнено какое-то правило игры. Следует начать сначала.

«Фасолевые гонки» (выработка сильной, непрерывной струи, идущей посередине языка).

Коробка из-под конфет оборудована, как дорожки для бегунов- «фасолинок», а начинают они бег при помощи «ветра» из трубочек для коктейлей. Победит тот, кто быстрее догонит своего «бегуна» до финиша.

 

.........