Рекомендации дефектолога

Рекомендации учителя – дефектолога

Для детей с интеллектуальными нарушениями характерно недоразвитие познавательных интересов, которое выражается в том, что они меньше, чем  нормально развивающиеся сверстники, испытывают потребность в познании. У них отмечается замедленный темп и меньшая дифференцированность восприятия.

Эти особенности при обучении детей проявляются в замедленном темпе узнавания, а также в том, что учащиеся часто путают графически сходные буквы, цифры, предметы, похожие по звучанию буквы, слова. Отмечается также узость объема восприятия. Дети данной категории выхватывают отдельные части в обозреваемом объекте, в прослушанном тексте, не видя и не слыша важный для общего понимания материал. Все отмеченные недостатки восприятия протекают на фоне недостаточной активности этого процесса. Их восприятием необходимо руководить.

Упражнение  «Графический диктант».

«Графический диктант» позволяет определить развитие произвольной сферы ребенка и его возможности в области перцептивной и моторной организации пространства.

1-й диктант «Поставь карандаш на любую точку в верхней части страницы. Рисуй линию: одна клеточка вниз, теперь одна клеточка направо, одна клеточка вверх, одна направо, одна клетка вниз и т.д.

2-й диктант. «Одна клетка вверх, одна клетка направо, одна клетка вверх, одна клетка направо, одна клетка вниз, одна клетка направо, одна клетка вниз, одна клетка направо, одна клетка вверх. А теперь продолжай свой узор до конца строчки»

3-й диктант. «Три клетки вверх, одна клетка направо, две клетки вниз, одна клетка направо, две клетки вверх, одна направо, три клетки вниз, одна клетка направо, две клетки вверх, одна клетка направо. Теперь сам продолжай рисовать этот узор до конца строчки»

4-й диктант. «Поставь карандаш на самую нижнюю точку. Три клетки направо, одна клетка вверх, одна клетка налево, две клетки вверх, три клетки направо, две клетки вниз, одна клетка налево, одна клетка вниз, три клетки направо, одна клетка вверх, одна клетка налево, две клетки вверх. Теперь сам продолжай рисовать этот узор до конца строчки»

Упражнение «Разноцветные точки».

Для выполнения упражнения используется игровое поле, представляющее собой лист плотной бумаги, на котором строчками наклеены вырезанные из цветной бумаги «точки».

Число используемых цветов не должно быть меньше трех и больше пяти. Точки располагаются в 7 строк по 14 точек в каждой строке. Ребенок должен называть точки по порядку, читать их в том направлении, которое задается: слева направо, справа налево, сверху вниз, снизу вверх.

Задача педагога – руководить работой: следить за тем, чтобы:

— ребенок правильно начал чтение, то есть за тем, какая точка названа первой;

— заданное направление сохранилось во время чтения;

— соблюдалась последовательность произнесения точек на строке.

Упражнение «Вверху? Внизу? За? Под? На?».

«Положи книгу на полку… Встань за столом… Что расположено над телевизором? Загляни под шкаф….» Такая же работа по картинке.

Упражнение  «Копирование точек»

Предлагается скопировать несколько групп точек по данному образцу.

Упражнение с геометрическим материалом.

«Положи слева квадрат, посередине листа – круг, справа – треугольник. Расскажи, какие фигуры ты положил и где»

« Посмотри внимательно на фигуры, разложенные на столе. Закрой глаза» После этого фигуры закрываются листом бумаги и говорится: «Открой глаза. Давай проверим, что ты запомнил. Расскажи,  какие фигуры были у нас на столе и в каком порядке».

2 вариант: Что изменилось?

Упражнение.

«Нарисуй домик, елочку. Забор в прямом и перевернутом виде. А теперь рассмотри рисунок в прямом и перевернутом виде»

Упражнение «Что это?».

Вы показываете ребенку контурное изображение каких-либо предметов или, наоборот, только какие-то детали от них. А он должен узнать, что это за предметы.

Упражнение «Разрезная картинка».

Предлагаются ребенку отдельные детали картинки какого-либо предмета, а ребенок должен соединить их так, чтобы получился заданный предмет.

Упражнение.

Для развития пространственной ориентировки пригодятся конструкторы, мозаики, склеивание различных моделей.

Упражнение «Лабиринты».

Нарисуйте в центре лабиринта человечка. Объясните ребенку, что человечек в центре лабиринта заблудился и хочет выбраться на свободу. При этом сразу скажите, что нельзя заводить человечка в тупик, потому что он не волшебник и не умеет проходить сквозь стены.

Упражнение «Сделай по образцу».

  1. по образцу построить из кубиков строение.
  2. по образцу нарисовать узоры.

Упражнение «Круг, треугольник, квадрат».

— Дай мишке круг, кукле треугольник, зайке квадрат.

— Собери все круги, отдельно положи синие круги, зеленые круги, желтые круги и т.д.

— Покажи треугольники, затем выбери синие треугольники и т.д.

— Покажи маленькие круги

— Покажи зеленые большие квадраты. И т.д.

Упражнение «Расскажи о животных» (структурность восприятия).

В течение 5 секунд показать лист бумаги, на котором нарисованы: белка, кошка, рысь, утка, сова.

Назвать, что нарисовано и рассказать об особенностях и различиях этих животных.

Развитие слухового внимания

Где позвонили?

Цель. Развитие слухового внимания, умения определить направление звука.

Оборудование. Звоночек (колокольчик, дудочка и т.п.).

Описание игры. Дети сидят в разных местах комнаты, в каждой группе какой-нибудь звучащий инструмент. Выбирается водящий. Ему предлагают закрыть глаза и угадать, где позвонили, и показать направление рукой. Если ребёнок правильно укажет направление, педагог говорит: «Пора» – и водящий открывает глаза. Тот, кто звонил, встаёт и показывает звоночек или дудочку. Если водящий укажет направление неправильно, он снова водит, пока не угадает.

Скажи, что ты слышишь?

Цель. Развитие слухового внимания. Накопление словаря и развитие фразовой речи.

Описание игры. Педагог предлагает детям закрыть глаза, внимательно послушать и определить, какие звуки они услышали. Дети должны ответить целым предложением.

Тихо – громко!

Цель. Развитие слухового внимания, координации движений и чувства ритма.

Оборудование. Бубен, тамбурин.

Описание игры. Педагог стучит в бубен тихо, потом громко, и очень громко. Соответственно звучанию бубна дети выполняют движения: под тихий звук идут на носочках, под громкий – полным шагом, под более громкий – бегут. Кто ошибся, тот становится в конец колонны. Самые внимательные окажутся впереди.

 

Отмечая несформированность навыков учебной деятельности у детей с интеллектуальным недоразвитием, следует констатировать у них недоразвитие целенаправленности деятельности, трудности самостоятельного планирования собственной деятельности. Такие учащиеся приступают к работе без необходимой предшествующей ориентировки в ней, не руководствуются конечной целью. В результате в ходе работы они часто уходят от правильно начатого выполнения действия, соскальзывают на действия, производимые ранее, причем переносят их в неизменном виде, не учитывая того, что имеют дело с другим заданием. Этот уход от поставленной цели наблюдается при возникновении трудностей. Учащиеся с интеллектуальными нарушениями не соотносят получаемые результаты с задачей, которая была перед ними поставлена, а потому не могут правильно оценить ее решение.

Качественное осуществление коррекционной работы может способствовать улучшению показателей способностей детей к обучению и, следовательно, повышению качества их образования.

В свою очередь более высокие показатели учебных достижений благодаря качественной коррекционной работе создадут благоприятные условия для личностного становления учащихся, что будет способствовать их более успешной социализации и интеграции в общество.

 

 

 

 

 

.........