МО младшего звена

 

«Коррекционно-развивающая работа на уроках  чтения и письма с учащимися младшего школьного возраста».

 

На уроках чтения с детьми с интеллектуальной недостаточностью,проводится работа над звуковой стороной языка, нарушение которой  у данной категории детей широко  распространено. У них наблюдаются дефекты звукопроизношения, как отдельных звуков, так и нескольких групп.

 

Важным направлением в работе над правильным звукопроизношением является развитие у детей слухового внимания и способности  к звукоподражанию.  Каждый урок чтения должен начинаться с артикуляционной гимнастики и дыхательных  упражнений — для развития,  уточнения и совершенствования основных движений органов речи. Цель артикуляционной гимнастики – выработка полноценных движений и определённых положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.  Для коррекционной работы можно использовать следующие упражнения:  -Вдох-выдох. На выдохе пропеть гласные звуки.

 

-Поддувание ватных шариков, сделанных из фольги  корабликов, самолётиков.

 

-Надувание цветных шаров.

 

Специальные упражнения для всех артикуляционных органов – губ, щёк, языка, нёба (надуть щёки, губы сделать трубочкой (У), овалом (О), улыбнуться (И); язык жалом, лопаткой, вверх, вниз, облизать губы). Желательно проводить гимнастику в игровой форме и с проговариванием. Для формирования правильного произношения важным является подготовка артикуляционного аппарата, уточнение произношения и использование звука в речи. Артикуляционная гимнастика на этом этапе работы направлена не столько на развитие артикуляционного аппарата, сколько на уточнение движения или коррекцию органов, которые участвуют в образовании нужных звуков.

 

Закреплению правильного произношения звуков в речи способствует:

 

-соотнесение звуков с реальным объектом (качаем куклу – а-а-а,  ёж фыркает – ф-ф-ф ;

 

-повторение строчек из народных колыбельных песен (баю – юаю-юаю- куколку качаю);

 

-напевание знакомых песен (та-та-та, та-та-та-мы везём с собой кота);

 

-повторение четверостиший, в которых встречается данный звук («Воет, воет ветер, воет, завывает, с дерева листочки жёлтые срывает –в-в-в»);

 

— разучивание коротких стихотворений для детей младшего школьного возраста.

 

На уроках письма, решаются задачи подготовки учащихся к овладению зрительным образом букв, а также их начертанием. Большое значение придаётся развитию и коррекции моторики мелких мышц руки, а также развитию зрительного восприятия и пространственной ориентировки. Вся работа должна проводиться в виде игр и игровых упражнений. Можно предложить ученикам выполнить простейшую классификацию: разложить материал по названиям (желуди, шишки, листья), по цвету (листья жёлтые, листья зелёные), по форме (листья дуба, листья клёна). Первые упражнения рекомендуется проводить с игрушками и природным материалом, которые постепенно заменяются геометрическими фигурами, а потом полосками бумаги.

 

 

 

 

Все занятия рекомендуется разделить на несколько этапов, а упражнения выполнять по трём направлениям:

 

1. По показу (сделай также как  я, сравни, правильно ли сделал).

 

2. По памяти после анализа (запомни, сделай также, сравни).

 

3. По словесной инструкции (под диктовку).

 

Важно к концу каждого этапа добиваться большей самостоятельности при выполнении предложенного задания: — выделение предметов из группы данных;

 

-выделение предметов из группы однородных (не более трёх);  — группировка предметов по основным признакам (цвету, форме, величине);  — выбор и группировка изображённых на рисунках предметов (листья, жёлуди, шишки, яблоки, огурцы, помидоры и т.д.).

 

-выбор и группировка геометрических форм; — конструирование из данных геометрических форм;  — выбор и группировка геометрических  фигур (квадрат, треугольник, круг); — конструирование из данных геометрических фигур; -выбор и группировка по цвету и размеру палочек или полосок бумаги; -конструирование из цветных палочек и полосок бумаги; -конструирование из усвоенных геометрических форм, фигур, цветных полосок бумаги и палочек по предложенному заданию; -свободное конструирование.

 

Перед каждым занятием проводятся специальные упражнения для укрепления и развития мелкой моторики руки. Упражнения проводятся на вытянутых руках и на согнутых перед собой руках. Все движения выполняются  правой и левой рукой одновременно и попеременно:

 

1. Противопоставление пальцев;

 

2. Сгибание и разгибание кисти в кулак поочерёдно и  одновременно;

 

3. Супинация и пронация кисти  (движение вверх и вниз), смена быстрая и медленная;

 

4. Отведение и приведение пальцев;

 

5. Круговые движения кистями при свободно  согнутых пальцах;

 

6. Свободное постукивание пальцами по столу: одновременно, поочерёдно.

 

7. Свободное похлопывание кистью по столу;

 

8. Отведение и приведение кисти;

 

9. Надавливание подушечками пальцев одной руки на подушечки пальцев другой руки;

 

10. «Щелчки»;

 

11. «Крючки»;

 

12. Упражнения для держания карандаша.

 

На каждом уроке учитель должен прививать навыки правильной посадки во время письма и рисования, правильного расположения на парте тетради и пользования карандашом и ручкой.   

 

     

 

Эксперемтальная площадка

.........